Советы учителя-дефектолога
О речевом развитии ребенка
Мы все с огромным нетерпением ожидаем первого слова своего малыша. И это понятно - появление речи один из важнейших показателей нормального психического развития ребёнка. И вот первое слово уже сказано, а что же дальше? Что должен уметь ребёнок в 2-4 года, 5-6 лет? На этот вопрос, волнующий многих родителей, мы постараемся дать краткий ответ.
К 1,5-2 годам ребёнок может говорить примерно 50-70 слов, в основном это - существительные: названия игрушек и предметов ближайшего окружения; имена; наречия "здесь" и "сейчас"; прилагательные "большой" и "маленький", реже - глаголы, личные местоимения.
На втором году жизни дети довольно чётко начинают произносить такие гласные звуки, как [а], [у], [о], [и]; звуки [э], [ы] могут заменять созвучием [йэ]. Некоторые согласные малыши заменяют более простыми, доступными, искажают звуки или вовсе их не произносят. Их речь изобилует мягкими согласными [т'], [д'], [с'], [з']. В этом возрасте возможно упрощенное произношение слов, например, укорачивание или называние слога, чаще всего ударного или первого: "ко" или "моко" вместо молоко. К двум годам в речи крохи должны появиться простые предложения, просьбы: "Мама, дай мяч. Мишка, сиди тут. Хочу пить сок!".
К 3 годам ребёнок задает много вопросов, сам охотно отвечает на вопросы, с удовольствием заучивает маленькие стишки и песенки, потешки и считалки. К этому возрасту обычно он правильно произносит гласные и согласные звуки ([б], [бь], [п], [пь], [м], [мь], [т], [ть], [н], [нь], [к], [кь], [г], [гь], [в], [вь], [ф], [фь]).
Дети 3-х лет уже говорят развернутыми предложениями.
К 4 годам малыш правильно произносит свистящие звуки: [с], [сь], [з], [зь], использует в речи сложноподчиненные предложения: "Я люблю рисовать красками, потому что они разноцветные", рассказывает о том, что видел на прогулке, что ему прочитали.
К 5 годам ребенок правильно произносит шипящие звуки: [ш], [ж], почти не допускает в речи грамматических ошибок, может связно рассказать о том, что изображено на картинке или серии картинок. Высказывания становятся достаточно пространными, улавливается определенная логика изложения. Нередко в рассказах появляются элементы фантазии, желание придумать эпизоды, которых в действительности не было.
В 6 лет нормально развивающийся ребенок правильно произносит все звуки родного языка, практически не допускает в речи грамматических ошибок. Наиболее яркой характеристикой этого возраста является активное освоение им построения разных типов текстов. Ребенок осваивает форму монолога. Речь становится контекстной, независимой от наглядно представленной ситуации общения. Совершенствование грамматического строя напрямую зависит от развития связной речи.
«Каша во рту», или Почему ребенок говорит неразборчиво?
Количество детей с проблемами в развитии речи неуклонно растет. Неблагоприятные факторы, повлиявшие на течение беременности, тяжелые роды, заболевания в раннем возрасте, дефицит внимания и занятость родителей, недостатки семейного воспитания, перегрузка детей всякого рода «новыми методиками», увлечение взрослых различными «современными программами» – это далеко не весь перечень возможных предпосылок для возникновения речевых нарушений.
«Каша во рту», или Почему ребенок говорит неразборчиво?
Часто родители жалуются: «Ребенок говорит очень много, прекрасно понимает то, что ему говорят, но только речь малопонятная – не то шепелявит, не то присвистывает, не то картавит...»
Мы уже немного говорили о причинах неразборчивости речи. Во многих случаях она обусловлена дефектным произношением звуков. Некоторые дети неправильно проговаривают один звук, например «р» – чтобы произнести его, ребенок пользуется не кончиком языка, а язычком (нижний отдел мягкого нёба). У другого малыша нарушается произношение 5—6 звуков, а некоторые вообще отсутствуют в речи – вот и получается фраза: «Мы катавифь на вывах, и я упава с гойки и пвакава. (Мы катались на лыжах, и я упала с горки и плакала)». Нарушение звукопроизношения – очень распространенная речевая проблема, которая доставляет малышам и их родителям много хлопот.
Почему ребенок неправильно произносит звуки?
• Эта проблема может быть вызвана нарушениями строения артикуляционного (произносительного) аппарата, например нарушениями прикуса, при которых верхняя или нижняя челюсть выступает вперед. Кроме того, встречаются формы открытого прикуса: при смыкании челюстей по центру или с боков остается щель между верхними и нижними зубами. В таких случаях нужно обязательно проконсультироваться с врачом-ортодонтом.Однако нарушение звукопроизношение не всегда вызвано дефектами прикуса – множество детей с неправильным прикусом говорят правильно и разборчиво.
• К выраженным нарушениям звукопроизношения, как правило, приводит укорочение уздечки языка (анкилоглоссия).
Укорочение уздечки языка тяжелой степени проявляется уже в раннем возрасте: малыш с трудом сосет, язычок пассивен, лежит на дне полости рта, заметно «раздвоение» языка. Впоследствии такому малышу будет трудно жевать и глотать.
И хотя такое нарушение видно невооруженным глазом, и не только специалисту, по сей день к нам на прием приходят дети с укорочением уздечки тяжелой степени, которые несколько лет безрезультатно занимались с логопедом. Операция по иссечению уздечки должна проводиться челюстно-лицевым хирургом, при этом необходимо наложить швы, иначе может образоваться рубец, который еще больше ограничит подвижность языка.
• Нечеткая дикция, «смазанная» артикуляция могут быть следствием неврологических нарушений – повышения и понижения тонуса мышц органов речи.
Движения губ, языка, мягкого нёба ограничиваются, становятся неточными: ребенок не может найти и удержать положение, которое требуется для произнесения определенного звука. Во рту скапливается много слюны, иногда она даже подтекает изо рта, и ребенку приходится надевать слюнявчик. Такой малыш плохо жует и глотает, бывает, что он долго держит пищу во рту. Ребенка нужно обязательно показать невропатологу и логопеду – лечение должно быть комплексным, включающим не только речевую терапию, но и медикаментозное лечение. При необходимости рекомендуют физиотерапевтические мероприятия, массаж.
Заниматься с ребенком нужно, строго следуя рекомендациям врача и учителя-дефектолога. Однако есть упражнения, которые легко и удобно выполнять в домашней обстановке: как правило, малышам нравится «вкусная» гимнастика. Помимо нее, полезны дыхательные, голосовые и традиционные артикуляционные упражнения.
Если у вашего ребенка возникли проблемы с произношением звуков, проконсультируйтесь с педиатром, невропатологом, ортодонтом и обратите внимание:
• как сосет малыш,
• не часто ли он захлебывается,
• не поперхивается ли,
• не выливается ли молоко или жидкость из носа,
• не давится ли ребенок.
Эти симптомы могут свидетельствовать о неврологических нарушениях, снижении или повышении мышечного тонуса, ограничении подвижности органов (парезы и параличи). Попадание жидкости в нос может быть признаком скрытой расщелины неба.
Прислушивайтесь к голосу малыша:
• не гнусавит ли он,
• не слышно ли «хрюканья» – специфического звука, с которым при расщелинах нёба происходит утечка воздуха в нос.
Во время кормления малыша, понаблюдайте:
• активно ли он жует,
• хорошо ли глотает,
• не держит ли слишком долго пищу во рту.
Следите за тем:
• какую пищу предпочитает ребенок,
• может ли он жевать более твердую пищу или предпочитает протертую еду,
• не давится ли он,
• не «мусолит» ли долго пищу во рту.
Внимательно следите за ростом зубов: все ли зубы прорезались, расположены ли они на челюстной дуге, нет ли лишних зубов. Ортодонт оценит состояние прикуса, челюстно-лицевой хирург определит состояние уздечки языка.
• Речевые проблемы могут быть вызваны и нарушением слуха.
Обращайте внимание на поведение малыша:
• реагирует ли он на звук,
• определяет ли источник звука,
• не говорит ли слишком громко,
• не переспрашивает ли,
• не делает ли громче, чем обычно, звук телевизора.
Малыша нужно обследовать не только у ЛОР-врача, но и у сурдолога, который проверяет состояние слуха и органов слуха.
К сожалению, зачастую диагноз «анатомическое нарушение» ставится слишком поздно, когда у ребенка уже сформировывается неправильное произношение звуков, что ухудшает разборчивость речи, тормозит речевое развитие. В таких случаях эффективность речевой терапии нелегко прогнозировать.
Но мамам и папам всегда нужно помнить: положительных результатов можно добиться, несмотря ни на какие осложнения.
Если малыш заикается
Одной из наиболее серьезных речевых проблем является заикание. Как показывает наш опыт работы с детьми, в последние годы заикание «помолодело». Все чаще за помощью обращаются родители двух-трехлетних детей, у которых обнаруживаются не просто запинки, а самое настоящее заикание со всеми его тяжелыми проявлениями.
Как известно, заикание не только нарушает течение речи – оно мешает ребенку полноценно общаться, отрицательно влияет на личность маленького человека, формируя у него комплекс неполноценности, сознание собственной ущербности, заниженную самооценку. В результате многие дети становятся агрессивными или апатичными, легко возбудимыми или пассивными.
Проблема заикания в наши дни обсуждается специалистами как медицинского, так и педагогического профиля.
• Является ли заикание болезнью или специфическим образом речи?
• Должны ли лечить заикание врачи и только врачи?
• Нуждаются ли страдающие заиканием в специализированной помощи педагогов и психологов, и если да, то в каком соотношении.
Специалисты сходятся в одном: чтобы устранить заикание, необходимо подходить к вопросу комплексно, то есть врачи – невропатологи, психотерапевты, психологи и логопеды – могут справиться с проблемой, лишь объединив свои усилия.
Что такое заикание?
В нашей стране учитель-дефектолог традиционно считается одной из главных фигур в реабилитационном процессе. В учебниках по логопедии заикание определяется как нарушение темпа и ритма речи вследствие судорожного состояния мышц речевого аппарата. Раз уж мы использовали терминологию, раскроем определение более подробно, чтобы вам, уважаемые родители, сразу стало понятно, о чем идет речь.
Речевой аппарат представлен двумя отделами: центральным и периферическим. В свою очередь периферический состоит из трех отделов – дыхательного, артикуляционного и голосового. Говоря о судорожном состоянии мышц речевого аппарата, мы имеем в виду, что в дыхательных, артикуляционных мышцах и мышцах гортани происходят судорожные сокращения. Из-за судорог речь прерывается необоснованными паузами, задержками, и ее плавное течение нарушается. Для того чтобы заметить судорогу, нужно ясно представлять себе, что это такое и на какие признаки следует обратить внимание.
Итак, ребенок говорит, слова льются потоком, как вдруг этот поток резко останавливается, как будто на его пути встает непреодолимая преграда, и сразу же в отделах речевого аппарата (произносительном, дыхательном, голосовом) происходит серия движений – самых разнообразных по своим внешним проявлениям. Эти движения непроизвольны, ребенок не может их контролировать. К таким движениям и относятся судороги речевого аппарата – самый характерный, типичный симптом заикания.
По форме речевые судороги бывают клонические и тонические.
• При клонической судороге происходит ритмическое сокращение мышц речевого аппарата, не очень напряженное. Ребенок повторяет звуки или слоги: «Па-па-па – папа пришел! Я т-т-т-там был!».
• Тоническая судорога проявляется в виде короткого толчкообразного сокращения мышц или длительного спазма в одной или нескольких мышечных группах. Возникает довольно долгая пауза между произнесением согласных или протягивание (различной высоты и силы голоса) гласного звука: «С...........витер купили! Поставь ииииииирисы в вазу!»
Впрочем, у одного и того же человека могут наблюдаться и клонические, и тонические судороги.
Где происходят речевые судороги?
Сокращения мышц могут происходить в области губ, языка, мягкого неба – в таких случаях видно частое непроизвольное или спазматическое смыкание губ, подергивание верхней или нижней губы. При этом ребенку очень трудно произнести звуки «б» и «п», а также «м», для проговаривания которых требуются движения губ.
Тяжелой является судорога языка, когда язык насильственно поднимается к твердому небу или оттягивается назад к глотке, или непроизвольно высовывается изо рта. Это затрудняет произнесение всех звуков, для производства которых нужны движения языка: «с», «з», «т», «д» и т. п.
Попытки произнести звуки «к», «г» и «х» с носовым оттенком, гнусаво, могут свидетельствовать о судороге мягкого неба – мышечного органа, разделяющего носоглотку и ротоглотку.
Описанные выше судороги происходят в области артикуляционного или произносительного отделов речевого аппарата.
Однако в некоторых случаях речевые судороги наблюдаются в дыхательном отделе: мышцы брюшного пресса, отвечающие за выдох, сокращаются, и ребенок не может выдохнуть, потому что воздух задерживается или резко выталкивается наружу и для произнесения полноценной фразы его уже недостаточно. Кроме того, может происходить резкий судорожный вдох, вследствие которого ребенку приходится делать паузу, а в результате высказывание прерывается.
И, наконец, третий, очень тяжелый, вид речевых судорог, проявляется в сокращении голосовых складок, которые смыкаются плотно или многократно, что не позволяет произнести гласный звук, или остаются разомкнутыми на какое-то время, и тогда гласный звук произносится шепотом. В этот момент ребенок очень напряжен, скован, часто его рот остается открытым, и усилия произнести звук становятся очевидны.
Чаще всего у детей наблюдается смешанный тип судорог с преобладанием того или иного вида. Степень проявления судорог также может быть различной – от легкой до тяжелой. Кроме того, заикание может протекать по-разному в зависимости от ситуации, в которой находится говорящий, от состояния его здоровья, от того, насколько он устал, от времени года и т. д.
Часто родители обращают внимание на то, что заикание течет волнообразно – то оно почти не заметно, то практически не позволяет говорить. Этот симптом характерен для заикания, причем, как правило, ситуация усугубляется осенью и весной.
Иногда окружающие замечают, что ребенок говорит и выполняет различные движения, которые словно сопровождают его речь. Они так и называются – сопутствующие движения. Это одна из уловок, которую дети используют, чтобы облегчить себе процесс говорения. Ребенку кажется, что ему легче, удобнее говорить, если он будет сжимать и разжимать кулак, притоптывать ногой, потирать подбородок. Все эти действия помогают прервать тяжелую речевую судорогу. Если они выстраиваются в последовательную цепочку, возникает особый двигательный ритуал, к которому ребенок прибегает в начале речи.
Другим видом своеобразной уловки, попытки замаскировать судорогу, паузу в речи, являются так называемые эмболы. Это слова или обороты, не несущие никакого смысла, в некотором роде паразиты. Классическим примером эмбола является сочетание «ну вот», возможно употребление присловий: «ехали-поехали», «вот такие дела» и т. п. К сожалению, даже маленькие дети нередко прекрасно понимают, что у них проблемы с речью, и тяжело переживают это. Ребенок начинает говорить, запинки следуют одна за другой, ему никак не удается закончить фразу, теряется нить высказывания. Ребенок замолкает, раздраженно смотрит на собеседника и – отказывается продолжать говорить.
Дома, в привычной для себя обстановке, дети заикаются гораздо меньше, прекрасно говорят, общаясь наедине со своими игрушками. А вот на утреннике в детском саду, знакомясь с посторонними, ребенок заикается очень сильно, порой вообще отказывается говорить. Ну, а если дело касается так называемой эмоционально значимой ситуации – ребенок разбил чашку, грядет наказание, надо держать ответ, а ответ никак не выходит...