Инновационная деятельность

С сентября 2020 года коллектив нашего учреждении дошкольного образования ведёт работу по реализации республиканского инновационного проекта по теме «Внедрение методики формирования основ экономической культуры детей дошкольного возраста».

Консультанты проекта  -  Давидович А.Л., заместитель начальника Главного управления общего, среднего, дошкольного и специального образования - начальник управления дошкольного образования Министерства образования Республики Беларусь, кандидат педагогических наук и Смолер Е.И.,  заведующий сектором учреждения образования "Белорусский государственный педагогический университет имени Макима Танка, кандидат педагогических наук, доцент.

Эффективность и результативности методики формирования основ экономической культуры у детей дошкольного возраста в образовательном процессе учреждений дошкольного образования доказана в ходе проведения экспериментального проекта «Апробация методики формирования основ экономической культуры у детей дошкольного возраста».

Проект рассчитан на 4 года: 2020 – 2024 г.г.

Программа инновационного проекта

Инновационный проект «Внедрение методики формирования основ экономической культуры у детей дошкольного возраста» способствует освоению воспитанниками от 3 до 7 лет содержания образовательной области «Ребенок и общество», «Ребенок и природа», формированию у них экономически значимых качеств личности овладению ими необходимыми компетенциями, правилами и нормами экономически грамотного поведения, совершенствованию организации образовательного процесса.

Реализация содержания инновационного проекта позволяет внедрить в образовательный процесс учреждения дошкольного образования эффективные формы, методы и приемы формирования основ экономической культуры у детей дошкольного возраста в условиях учреждения дошкольного образования:

этапы работы по формированию основ экономической культуры у детей дошкольного возраста: вводно-ориентировочный; информационно-познавательный; деятельностный;

содержание ознакомления детей дошкольного возраста с элементарными экономическими явлениями и понятиями (труд как создание материальных ценностей; деньги как эквивалент человеческого труда; человек в мире профессий; представление об экономике как сфере деятельности, рациональное использование времени, природных ресурсов и т.д.),

формы организации образовательного процесса (игры, занятия, развлечения и праздники, самостоятельная художественно-речевая деятельность, экскурсии), средства формирования основ экономической культуры у детей дошкольного возраста (художественная литература, изобразительное искусство, природа);

комплекс заданий, обеспечивающих: 1) формирование у ребенка экономически значимых качеств (бережливость, трудолюбие, аккуратность, экономность, дисциплинированность), потребностей (в творческом труде; в достижении высоких результатов с наименьшими затратами, в уважении со стороны других людей и самоуважении, в общении с людьми, в сохранении и приумножении природных богатств   и пр.); 2) практическое ознакомление дошкольников с экономическими понятиями (необходимые и необязательные товары, деньги, семейный бюджет и расходы семьи, реклама, банк и пр.);

методы формирования основ экономической культуры у детей дошкольного возраста: исследовательские, игровые, программированного обучения;

диагностику формирования основ экономической культуры у детей дошкольного возраста: показатели, критерии их оценки; серии диагностических заданий; диагностический материал; уровни сформированности основ экономической культуры.

В процессе разработки инновационного проекта были использованы положения психолого-педагогических исследований следующих авторов:

общетеоретические и методологические аспекты формирования экономической культуры личности (Б.П. Ангелова, А.К. Уледов, К.А. Улыбин, В.П. Фофанов, Л.Г. Борисова, Т.И. Заславская, Р.В. Рывкина);

концепция деятельностного подхода к развитию личности (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, В.Т. Кудрявцев, А.Н. Леонтьев и др.); исследования о сущности категории развития (Г.П. Щедровицкий и др.); культурно-историческая теория развития психики человека (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.);

основные положения педагогической психологии о развивающей роли обучения и воспитания (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Я.Л. Коломинский и др.)

психологические теории детства (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, М. Мид, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон и др.);

концепция психологического и педагогического сопровождения развития ребенка в дошкольном возрасте (Е.А. Александрова, О.С. Газман, И.А. Липский, Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин, Т.Д. Марцинковская, Р.В. Овчарова, Т.И. Чиркова и др.);

методические материалы по социальному и финансовому образованию детей дошкольного возраста образовательной программы “Aflatot”.

свернуть