Советы музыкального руководителя
Музыкальная страничка для любящих родителей
«Для чего, скажи мой друг, музыка нужна?
Чтоб понять печаль и горе, пенье соловья,
Чтобы в радостном порыве петь и танцевать,
Чтобы чувства, настроенье мы без слов могли понять!»
МУЗЫКА – мир радостных переживаний. Чтобы открыть для ребенка этот мир, надо развивать у него способности: музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Для этого необходимо воспитывать любовь и интерес к музыке, приобщать ребенка к разнообразным видам деятельности: пению, ритмике, игре на детских инструментах.
Попробуйте с детьми «нарисовать» музыку!
Это обогатит художественный вкус ваших детей, вызовет желание творить. Дети очень любят музыку из мультфильмов. Слушая песенку про Львенка, возьмите голубой лист бумаги и желтую краску. Капните желтое пятно краски на лист и предложите ребенку попрыгать. Пятно примет определенную форму, дорисуйте Львенка и скажите: «Смотри, желтая краска попала на голубой лист бумаги и, изменив свои очертания, превратилось в Львенка».
Дети сами могут пофантазировать и придумать других животных под музыку. Главное, не упустить возможность поиграть и помочь ребенку в нужный момент.
О музыкальных способностях детей
- Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше.
- Не расстраивайтесь, если пение, движения ребенка далеки о совершенства: системное количественное наполнение показателей обязательно перейдет в качественный рост.
- Отсутствие какой-либо из способностей может тормозить развитие остальных – значит, задачей взрослого является устранении нежелательного «тормоза».
- Чем активнее общение вашего ребенка с музыкой, тем более музыкальным он становится, но не забывайте помогать ребенку в понимании прослушиваемой музыки (ее содержания, характера). Дайте ребенку «путеводную нить» к сопереживанию: помогите малышу отыскать в душе и своем жизненном опыте – в памяти – те чувства и переживания, которые уже были когда-то испытаны им самим и которые созвучны характеру и содержанию прослушиваемой музыки.
- Не говорите, что у вас «немузыкальный ребенок», если вы пока ничего не сделали, чтобы эту музыкальность у ребенка развить.
РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА
- Спойте песню вместе с ребенком; постарайтесь, чтобы он запомнил текст.
- Попросите ребенка петь и одновременно тихонько хлопать в ладоши, отмечая ритмический рисунок песни.
- Исполните песню «по ролям»:
- сначала поет голосок, а ладоши отдыхают;
- голосок «спрятался», а ладошки хлопают ритм песни;
- Попросите малыша «спеть» песенку ладошками.
Основные правила приобщения ребенка к музыке
- Не следует включать музыку слишком громко, особенно нельзя при маленьком ребенке резко увеличивать громкость. Ребенок может стать раздражительным, капризным и нервным. Слишком громкая и резкая музыка может травмировать нежную детскую психику.
- Включайте почаще классическую музыку популярных композиторов (Бетховена, Рахманинова или Моцарта). Такая музыка очень хорошо успокаивает малыша, способствует развитию музыкального слуха и даже улучшает аппетит.
- Учитывайте время суток для проигрывания тех или иных музыкальных композиций. С утра, когда ребенок проснулся, ставьте ему веселые, энергичные и зажигательные детские песенки, например, из мультфильма «Бременские музыканты». Ближе к вечеру - умиротворенные, спокойные и медленные мелодии, а перед сном почаще пойте ему колыбельные песенки.
- Старайтесь выбирать музыку по принципу легкости звучания и мелодичности, без резких ударных или струнных партий. Поменьше низкочастотных звуков - давно известно, что частое прослушивание композиций с низкочастотными звуками разрушает психику даже взрослого человека.
- Ни в коем случае не давайте ребенку наушники для прослушивания музыки! Специфическое устройство динамиков может вызывать микросотрясения мозга ребенка и негативно воздействовать на неокрепший слуховой аппарат.
- Почаще ходите с ребенком на детские музыкальные спектакли и концерты. С цирком - поосторожнее. Совсем маленького ребенка (до 3-х лет) все-таки в цирк водить не стоит. Нередко начало какого-нибудь номера сопровождается резкими ударными композициями. Это может сильно испугать малыша. Если Вы привели ребенка в цирк, старайтесь немного прикрывать ему ушки во время резких ударных партий.
- Когда ребеночек подрастет, Вы можете записать его в детскую музыкальную студию или школу. Учитывая пожелание ребенка, ему предложат заниматься на том или ином инструменте из группы клавишных, струнных или духовых.
О пользе пения
Наверное, каждый человек любит петь или пытается петь. Но мало кто знает, что правильное красивое пение имеет не только эстетический, но и физиологический оздоровительный эффект. Правильное пение - это, в первую очередь, правильное дыхание. Правильное дыхание является неотъемлемой частью многих оздоровительных систем и видов спорта. Например: йога, у-шу и др. Наибольшая опасность для любителей петь является возможность повредить голосовые связки. Очень важно правильно определить диапазон Вашего голоса. А это уж, конечно же, входит в обязанности профессионалов: хормейстеров, педагогов по вокалу. И все же, чтоб обезопасить себя и своего ребенка от проблем с голосом и посещений фониатора, старайтесь, чтоб ваши дети:
1) в обычных ситуациях разговаривали бы спокойно, не "на повышенных тонах";
2) самым маленьким не давайте возможности беспокоить вас долго своим криком;
3) чаще проветривайте комнату, где находится ребенок, т.к. несвежий, запыленный воздух также вреден для голоса, кстати, как и для всей дыхательной системы;
4) конечно же, разгоряченный человек, после физических упражнений не должен пить холодную воду и выходить в легкой одежде на мороз;
5) во время заболеваний верхних дыхательных путей и гриппа старайтесь не нагружать голосовые связки, не кричать и длительно не напрягать голос.
Анализ закономерностей развития голоса, а также многообразие причин его нарушения приводят к тому, что профилактика "здорового голоса" необходима. Она должна начинаться с раннего детства, причем особое значение профилактика должна приобретать в переломные моменты развития голоса. Она должна включать следующие разделы: воспитание здорового голоса и постоянная тренировка его, чем и являются хоровые и вокальные занятия. Пойте себе на здоровье, и другим на радость! Пусть поют и ваши дети, ведь это так полезно!