Экологическое воспитание

Экологическая тропа

ОБЪЕКТ «Альпийская горка»

Цель: познакомить детей с одним из способов украшения ландшафта – альпийской горкой; показать сочетание разных оттенков зелени, ярких цветов и серых камней, помочь увидеть красоту окружающего мира.

Объект для наблюдений: альпийская горка.

Содержание: альпийская горка рассматривается и как самостоятельный объект для наблюдений, имеет познавательное и эстетическое значение.

Рекомендации по организации работы с детьми:

  • труд с детьми: подготовка клумб, посадка новых растений, полив, рыхление, прополка, сбор семян;
  • наблюдение за цветами: биологические особенности, сравнение разных цветов по внешнему виду, способам ухода, способам размножения, связь с насекомыми;
  • сенсорное развитие детей во время прогулок на цветники;
  • беседы о роли человека в жизни растений (уход, помощь, любование);
  • проведение исследований о взаимосвязи цветов с окружающей средой;
  • видеть красоту и неповторимость каждого цветка;
  • формировать чувство близости к природе и сопереживание всему живому, желание помогать и заботиться.

Растения альпийской горки неприхотливы, большинство из них в естественных условиях растет на каменистых участках или на песке. На примере особенностей этих растений можно рассмотреть их приспособленность к различным условиям окружающей среды, научить детей ухаживать за растениями. Это виды, как правило, связанные своим происхождением со степями или сухими горными склонам - гвоздики, тюльпаны, луки, лиатрис, лилейник малый, гейхера и др. достаточно надежны скальные растения, такие как резуха, камнеломки, молодило, очистки, ясколки и растения сухих светлых лесов (анемона лесная, вероника, чина). Необычность альпийской горки вызывает особый интерес у ребят. Альпинарий поможет наглядно показать связи между растениями и насекомыми, которые их посещают. На альпийской горке обычно удачно сочетаются объекты живой и неживой природы, поэтому она может быть использована для проведения занятий по любому блоку программы. И наконец, общий вид альпинария, красота растений, сочетание различных красок — все это способствует развитию эстетического вкуса у детей и родителей.

 

ОБЪЕКТ «В гостях у пернатых»

Цель: познакомить детей с разновидностью птиц, научить отличать зимующих и перелетных птиц их значение в природе, воспитывать трудолюбие, доброе отношение к птицам.

Объекты для наблюдений: кормушки, домик для птиц – скворечник.

Содержание: в зимнее время года дети подкармливают птиц, весной – обновляют и ремонтируют вместе с родителями скворечники, наблюдают за повадками птиц, ежегодно проводят праздник птиц.

Рекомендации по организации работы:

  • предназначение скворечника;
  • рассматривание домика для птиц;
  • наблюдение за птицами;
  • слушание пения взрослых птиц;
  • слушание пения разных птиц в записи;
  • выработка правил поведения.

Богат и разнообразен мир птиц. Здесь можно постоять тихо и услышать голоса птиц, можно понаблюдать за ними, покормить их.

Вороны-птицы осторожные, очень умные, в гнезде с птенцами ведут тихую спокойную жизнь, стараются быть незамеченными. В поисках корма серые вороны бывают назойливыми, изобретательными и смелыми.

Сороки - у них давнее прозвище - «сорока-белобока». На боках перышки у сороки белые, а голова, крылья и хвост – черные. Очень красив у сороки хвост – длинный, прямой, будто стрела и очень подвижный, и перья на нем с зеленоватым отливом. Такого голоса и «разговорного языка» нет у других пернатых. Удивительна, ее привычка, красть и прятать всякие блестящие предметы.

Грачи- грачи прилетают к нам ранней весной. Их отличает от ворон фиолетово-синий блеск перьев, беловатые пятна у основания клюва, и еще у них есть на лапках «штанишки» - перья до колен. Грачи уничтожают огромное количество разных вредителей сельского хозяйства.

Скворцы - прилетают к нам весной из Центральной и Южной Европы. Гнездо строит самка. Они питаются насекомыми, спасая леса и огороды от множества вредителей. А поздним летом едят растительную пищу.

Синица - живет неподалеку от человека. На зиму не улетает в теплые края. Синицы приносят неоценимую пользу лесам, паркам, садам. Подкармливая, их можно удержать на территории сада.

Снегири – этих птичек называют красногрудыми красавцами. Они прилетают к нам зимовать. Это доверчивые и общительные птицы. Если кто-нибудь из стаи попал в ловушку, остальные спешат ему на помощь. Питаются эти птицы некрупными орешками, ягодами, почками различных деревьев.

Ласточки – быстрые, веселые, кто их не знает. Их жизнь тесно связана с жизнью человека. Есть городские и деревенские ласточки. Городские белогрудые ласточки лепят свои гнезда по крышам и карнизам домов. Ласточки-касатки гнездятся на чердаках деревенских домов. Ласточки питаются исключительно насекомыми. Перед грозой ласточки летают очень низко над землей. Когда насекомых становится, меньше ласточки улетают на юг.

Воробьи - дерзкие, смелые, умные птички. Кроме воробьев, обитающих около жилья человека, есть и полевые воробьи. Они питаются как насекомыми, так и семенами многих растений, ягодами и фруктами, городские воробьи - еще и пищевыми отходами человека.

Клесты – их иногда называют северными попугаями, потому что они, как попугаи могут повиснуть на ветке, откусить шишку и перенести ее на другое дерево. Эти птицы выводят птенцов зимой. Питаются в основном шишками.

Кукушка - ее слышали многие, но мало кто видел эту осторожную птицу. Прилетает эта птица к нам в середине весны, улетает на юг в конце лета. Кукушка обыкновенная подкладывает свои яйца в гнезда других птиц, остальные виды выводят своих птенцов сами. Это очень полезные птицы, они поедают насекомых, которых другие птицы не едят. Например, мохнатую гусеницу. Несколько кукушек могут спасти от вредителей большие участки леса.

 

ОБЪЕКТ «Лес»

Цель: знакомить с деревьями, закрепить знания о строение дерева характерными особенностями, уточнить знания о хвойных деревьях, их сходстве и различиях.

Объект для наблюдений: уголок хвойников.

Содержание: знакомить детей с деревьями, закрепить знания о строение дерева, их характерных особенностях, уточнять знания о хвойных деревьях, их сходстве и различиях.

Рекомендации по организации работы с детьми:

  • рассматривание и наблюдение за деревьями в разные времена года;
  • сравнение их между собой;
  • забота человека о деревьях;
  • проведение исследований: измерение высоты, толщины деревьев, рисование тени дерева;
  • сенсорное развитие детей во время прогулок и наблюдений;
  • связь с животными.

ЛИПА, род деревьев семейства липовых. Лесообразующая порода. Используют в озеленении. Древесина идет на производство мебели, музыкальных инструментов, токарных и резных изделий, бочек; луб — на мочало, лыко — для прядения и т. п. Соцветия липы («липовый цвет») применяют в медицине (потогонное средство), а также для ароматизации чая. Ценные медоносы.

БЕРЕЗА, род деревьев и кустарников семейства березовых. Лесообразующая и декоративная порода. Наибольшее хозяйственное значение имеют береза повислая, или бородавчатая, и береза пушистая. Древесину используют в мебельном производстве, на поделки; почки и листья как мочегонное, желчегонное средства. 5 видов охраняются.

ТОПОЛЬ, род деревьев семейства ивовых. Лесообразующая порода. В культуре выращивают как декоративные: тополь белый, осокорь, или тополь черный, тополь пирамидальный и др. Древесина мягкая, используется в бумажном, спичечном производстве и пр.

ИВА, род деревьев, кустарников и кустарничков семейства ивовых. Многие виды декоративны, служат также для закрепления песков, оврагов. Древесина идет на поделки, ветви — для плетения корзин и пр. Кора богата дубящими веществами.

РЯБИНА, род деревьев и кустарников семейства розоцветных. Плодовые и декоративные формы. В плодах сахара, органические кислоты, витамины А и С, дубильные вещества. Используется в пищевой промышленности.

ЧЕРЕМУХА, род деревьев, редко кустарников семейства розоцветных. Декоративные, медоносные и лекарственные растения. Древесина используется в мебельном производстве.

СОСНА, род хвойных вечнозеленых деревьев и (реже) стелющихся кустарников семейства сосновых. Одна из главных лесообразующих пород. Источник строевой древесины и многих химических продуктов (скипидар, канифоль, деготь, витамин С — из молодой хвои, и т. д.). Семена сосны кедровой, сосны итальянской (пинии) съедобны. 5 видов охраняются.

ЕЛЬ, род хвойных вечнозеленых деревьев семейства сосновых. Одна из главных лесообразующих пород. Древесина мягкая, используется в строительстве, при производстве целлюлозы, музыкальных инструментов; из нее добывают смолу, скипидар, канифоль, деготь и пр.

 

 ОБЪЕКТ «Клумба непрерывного цветения»

Цель: развивать бережное отношение к природному окружению; интерес к природе, выращиванию декоративных растений; дать понятие о жизненном цикле растения, рассматривая строение корневой системы у ростков; формировать желание оказывать пассивную помощь взрослым в экологической деятельности; закрепить правила ухода за растениями во время посадки и полива.

Объекты для наблюдений: ограниченная территория (клумба), на которой выращиваются различные декоративные растения. Как правило, это травянистые цветковые растения. Цветники предназначены для украшения и улучшения вида территории нашего учреждения дошкольного образования.

Рекомендации по организации работы с детьми:

  • труд с детьми: подготовка клумб, посадка новых растений, полив, рыхление, прополка, сбор семян;
  • наблюдение за цветами: биологические особенности, сравнение разных цветов по внешнему виду, способам ухода, способам размножения, связь с насекомыми;
  • сенсорное развитие детей во время прогулок на цветники;
  • беседы о роли человека в жизни растений (уход, помощь, любование);
  • проведение исследований о взаимосвязи цветов с окружающей средой;
  • видеть красоту и неповторимость каждого цветка;
  • формировать чувство близости к природе и сопереживание всему живому, желание помогать и заботиться.

Нарцисс

Род нарцисс включает 40 видов, относящихся к семейству амариллисовых. Эти виды произрастают на лесистых и каменистых склонах гор Южной Европы, Средиземноморья и Кавказа. В культуре используется 25 видов и множество гибридных форм, объединенных в вид под названием нарцисс гибридный. Нарциссы имеют крупные белые, желтые или двухцветные ароматные прямые или поникающие цветки, расположенные по одному или по нескольку в виде зонтиковой кисти на цветоносах длиной 25—35 см. В кисти может быть от 2 до 8 цветков. Цветоносы безлистные, круглые или приплюснутые с двух сторон.

Есть у весеннего цветка

Приметы, чтоб не ошибиться:

Листик — как у чеснока,

А корона — как у принца! Нарцисс

Помню, в нынешнем году

Расцвели они в саду,

Разоделись, как актрисы,

В платья белые … Нарциссы

Тюльпан

Тюльпан – название рода многолетних травянистых луковичных растений. Род насчитывает около 140 видов. Тюльпан растение луковичное с немногочисленными (от 2 до 6) удлиненно-ланцетными листьями, гладкими или морщинистыми. Стебель высотой 6-60 см в зависимости от вида, заканчивается одним цветком. Окраска цветков разнообразная. Цветки простые или махровые. Цветут тюльпаны, как правило, в мае-июне.

Замечательный цветок,

Словно яркий огонек.

Пышный, важный, словно пан,

Нежный бархатный... Тюльпан

Из луковки вырос,

Но в пищу негож.

На яркий стаканчик

Цветок тот похож. Тюльпан

Ирис

Многолетние травянистые корневищные растения. Имеют два типа побегов: вегетативные и генеративные. Цветок крупный, простой, из шести лепестковидных долей околоцветника. Три наружные доли несколько опущены вниз. Цветут ирисы с мая по июль. Цветки живут один — пять дней, в соцветии раскрываются сверху вниз, одновременно цветет 1-5 цветков.

Я - травянистое растение

С цветком сиреневого цвета.

Но переставьте ударение,

И превращаюсь я в конфету. Ирис

 

ОБЪЕКТ «Станция опытная»

Цель: учить детей наблюдать за изменениями погоды, анализировать, делать выводы.

Объекты для наблюдений: метеоплощадка для наблюдений за силой и направлением ветра, температурой воздуха, количеством выпавших осадков (дождя, снега, высотой стояния Солнца (солнечные часы).

Содержание: дети изучают и наблюдают явления природы (осадки, направление ветра), пользуются простыми приборами, помогающими определять погоду. Педагог знакомит детей с приборами для наблюдения за погодой, обращает внимание на интересные факты, помогает сделать выводы о взаимосвязи живой и неживой природы, предлагает сделать отметки в календаре погоды. Целесообразно в каждой группе вести дневники наблюдений, оформленные таким образом, чтобы дети смогли самостоятельно разобраться во внесенных в них данных. В целях улучшения качества усвоения изучаемого материала, повышения интереса детей к проведению исследований, методически правильным будет использование игровой формы общения посредством чтения тематических стихов о временах года и природных явлениях, а также загадывания загадок о них.

Рекомендации по организации работы:

  • снятие показаний приборов;
  • предоставление детям возможности проведения сравнения приборов между собой;
  • изучение детьми зависимости показаний приборов от времени года;
  • изучение детьми взаимосвязи показаний приборов с собственными телесными ощущениями;
  • обеспечение условий для проведения детьми исследований.

Предсказывать погоду помогают растения и животные.

Растения-барометры:

Кислица, фиалка, календула перед непогодой закрывают цветки.

Костяника, папоротник орляк: перед ненастьем края их листьев приподнимаются, а сами листья поникают; при приближении холода края листьев заворачиваются вниз.

Клен перед дождем «плачет» (в месте прикрепления черешков листьев к веткам появляются капельки жидкости).

Жимолость, горицвет, ночная фиалка перед дождем издают сильный запах.

Сосновые шишки позволяют достаточно точно предсказать, сырой или сухой будет погода в ближайшее время. Если влажность минимальная, они подсыхают и раскрываются; во влажные же периоды впитывают водяные пары и плотно закрывают чешуйки.

Животные-барометры:

- муравьи за несколько часов узнают о приближении ненастья, готовятся к нему: прячутся от дождя, плотно закрывают почти все «двери» своего дома.

 

ОБЪЕКТ «Фитогрядка»

Цель: показать разнообразие лекарственных растений, их биологические особенности (лечебные свойства), учить распознавать части растений, исследовать форму, цвет, размер, запах листьев и цветков, проводить тактильные обследования (листья шершавые, гладкие, ворсистые и т.п.); проводить сенсорное обследование их частей и семян, с биологическими и лечебными свойствами, правилами сбора этих растений.

Объекты для наблюдения: лекарственные травы.

Содержание: знакомство детей с разнообразием лекарственных растений, их биологическими особенностями.

Рекомендации по организации работы:

  • наблюдение за этапами роста и созревания растений - целителей;
  • закрепления знаний о ценности их для здоровья;
  • учить правилам сбора и сушки трав «зеленого аптеки».

Мир растений — величайшее чудо природы, царство красоты и наше целительное богатство.

С глубокой древности человек использовал естественные блага растительного мира и как источник своего пропитания, и для облегчения своих недугов. По существу любое растение создано природой во благо, а задача человека лишь понять его предназначение, поскольку весь зелёный мир – это своего рода аптека.

 

ОБЪЕКТ «Огород»

Цель: вызвать большой интерес к труду, исследованиям на огороде, формировать представления о разнообразии растений, их особенностях.

Объекты для наблюдений: овощные культуры

Содержание: эта видовая точка представляет собой овощной огород на открытом, хорошо освещенном пространстве, где произрастают районированные культуры, неприхотливые к условиям обитания привлекательные для проведения наблюдений.

Рекомендации по организации работы:

  • наблюдение за трудом взрослых;
  • посадка и уход за посаженными растениями;
  • опытно-исследовательская деятельность;
  • наблюдение за ростом растений.

Познавательные загадки:

Появляюсь я из грядки, вырастаю ловко.

Скушайте меня, ребятки, рыжую… (морковку)

В огороде вырастала, под дождями мокла,

Созревала, созревала… и созрела… (свекла)

Удивился в поле ежик: «Вот так овощ, сто одежек!».

А зайчонок слопал с хрустом аппетитную… (капусту)

Вот любимый наш гарнир, покорил он целый мир.

Поскорей берите ложку, ешьте вкусную… (картошку)

Вот так овощ – озорник, спрятался от нас в парник!

Вырос длинным, молодец! А зовусь я… (огурец)

Пословицы и поговорки:

Огород – для семьи доход.

Повадился козел в огород ходить, как бы ему рогов не сломить.

Что за порядок – огород без грядок!

Свой огораживай, чужого не пригораживай.

свернуть

Путеводитель по маршрутам экологической тропы

Чтобы внести что-то новое в наблюдении на прогулке и погрузиться в мир исследований и открытий педагогами детского сада был разработан «Путеводитель по маршрутам экологической тропы».

Данное пособие предназначено для воспитанников учреждения дошкольного образования.

Цель: способствовать становлению целостной картины мира детей дошкольного возраста и основ культуры природоохранного познания ими окружающего мира.  

Задачи:

развивать интерес к скрытым свойствам и качествам объектов и явлений природы, жизненным проявлениям растений и животных разных природных сообществ;

формировать умения выделять общие свойства объектов и явлений природы, устанавливать связи и зависимости между объектами и явлениями природы;

умения правильного взаимодействия с миром природы, бережного использования природных ресурсов;

воспитывать нравственное, эмоционально-положительное и эстетическое отношение к природе; ответственность за состояние природы ближайшего окружения.

В Путеводителе представлено 13 видовых точек нашей экологической тропы. Для каждой видовой точки разработана отдельная карточка где в рисунках и схемах описан каждый объект.

Благодаря Путеводителю дети могут самостоятельно и совместно со взрослыми узнать про особенности жизни растений и животных их пользе для человека, научится правилам поведения в природе.

На видовых точках Ель, Каштан, Липа, Яблоня, Сирень, Жасмин, Лес дети могут познакомится со строением деревьев и кустарников, их внешним видом, узнать про пользу того или иного объекта для человека, птиц и животных, а так же про вред, который может нанести им человек.

В гостях у пернатых соседей дети знакомятся с этапами развития птенцов, их ростом. Узнают про внешний вид птиц, их строение, особенности проживания и питания.

На видовой точке Огород дети знакомятся с стадиями роста растений, трудом людей в природе в разные поры года.

На видовых точках Клумба непрерывного цветения и Цветочная поляна дети учатся узнавать цветы по внешнему виду, познакомится с временем их  цветения.

В Зелёной аптеке дети узнают о лекарственных растениях и их пользе для человека.

С помощью Путеводителя дети расширяют свои представления об объектах живой и неживой природы, учатся анализировать связь человека с природой, что может быть вследствие негативного влияния человека на природу и как природа может ответить нам.

Путеводитель помогает ребенку увидеть неповторимость и целостность не только определенного живого организма, но и экосистемы.

Играя, дети учатся: любить, познавать и беречь.

свернуть

Рекомендации по работе с детьми на экологической тропе

Назначение экологической тропы:

  • прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровление детей на свежем воздухе;
  • наблюдение за живой и неживой природой, установление простейших взаимосвязей в природе;
  • проведение исследовательской, игровой и других видов деятельности.

Цели:

  • формирование первоначальных представлений о явлениях природы, суточных и сезонных изменениях;
  • формирование первичных экологических представлений;
  • формирование чувства близости к природе, забота и бережное отношение к ней;
  • формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, рассказах и творческих работах
  • обогащать и систематизировать знания детей средствами экологической тропы;
  • познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром;
  • формировать у детей экологически грамотное поведение в природе, безопасное как для детей, так и для самой природы;
  • воспитывать у детей дошкольного возраста эстетические чувства, умение замечать и беречь красоту окружающей природы;
  • способствовать повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах создания эколого – развивающей среды и проведения экскурсий по объектам экологической тропы.

Формы и методы работы с детьми на экологической тропе:

  • экологические беседы;
  • наблюдения в природе;
  • уроки доброты;
  • целевые прогулки;
  • КВН, викторина, «Поле чудес»;
  • познавательные вечера;
  • экологические конкурсы;
  • экологические акции;
  • экологические экскурсии;
  • решение экологических ситуативных задач;
  • чтение художественной литературы;
  • детские проекты;
  • обсуждение и проигрывание ситуаций;
  • труд в природе;
  • уроки мышления;
  • «Красная книга природы»;
  • «Зеленая аптека» (рассматривание иллюстраций и беседы с детьми, поиск лекарственных растений на участке, беседы о правилах сбора растений);
  • коллекционирование;
  • выставки и экспозиции;
  • экологические развлечения, досуги, праздники;
  • экологические игры (дидактические, игры-путешествия, сюжетно-ролевые игры, соревновательные, подвижные);
  • экологические сказки;
  • инсценировки, театрализации.

Экологические наблюдения.

Цель – сформировать представление о животных и растениях как о живых организмах, показать взаимосвязи, существующие в природе. Важно рассмотреть наблюдаемый объект со всех точек зрения.

Так, в наблюдениях за растениями можно выделить следующие циклы: название (интересные сведения, связанные с названием); классификация (дерево, кустарник, травянистое растение); внешний вид, части, назначение; условия, необходимые для роста и развития; среда обитания; растение как место обитания животных; растение как пища для животных; способы распространения семян, размножение; значение в жизни человека; как человек помогает растениям; правила поведения в природе. В наблюдениях за животными целесообразно выяснить следующее: название (интересные сведения, связанные с названием); внешний вид, особенности; классификация (насекомые, птицы, рыбы, млекопитающие); способ передвижения, приспособление конечностей к способу передвижения; способ добывания пищи, приспособление к способу добывания пищи; пища; среда обитания, приспособление к среде обитания; размножение; взаимосвязи, существующие в природе; значение в жизни человека; роль человека в жизни животных; правила поведения в природе.

Экологические знания являются основой экологического сознания, но заниматься только просвещением детей недостаточно, необходимо приобщать их к практической деятельности.

Экологические экскурсии.

Цель – найти ответы на поставленные вопросы, накопить информацию, научиться наблюдать, «читать» книгу природы.

Содержанием экскурсий может стать обследование близлежащей местности для формирования представлений об окружающих природных условиях, рельефе местности, условиях, экологической обстановке, наличии животных и растений.

Объектами исследования, кроме живой природы, могут стать и объекты неживой природы: гранитные валуны, камни; ветер и вода, их разнообразное воздействие на природу.

Результаты работы оформляются в виде альбомов, рисунков, коллекций.

Уроки мышления.

Усвоение зависимостей между объектами и явлениями живой природы – наиболее сложная для ребѐнка дошкольного возраста тема. Облегчить решение этой задачи можно с помощью уроков мышления, основу которых составляют ответы на разнообразные «как?», «почему?», «отчего?».

Например: «Почему у ѐлки зелѐные иголки?»; «Почему расцвечиваются листья?»; «Почему белого медведя занесли в Красную книгу?»; «Чем полезен рыжий муравей?»; «Как дышит берѐза?»; «Где ночуют птицы?»; «Почему муравейники окружены зарослями крапивы, чистотела, малины, шиповника?».

Не следует забывать: познавательная деятельность детей должна сочетаться с эмоциональным восприятием ими природы. Уроки мышления можно проводить в разные режимные отрезки времени. Основным условием их проведения является интерес детей. Сочетание прогулок с увлекательным рассказом, с органичным включением художественных произведений способствует формированию у детей чувства природы.

Коллекционирование.

Это ещѐ один способ привлечь внимание детей к окружающему миру. Коллекционирование не должно наносить вреда природе, поэтому лучше всего собирать различные породы и минералы (гранит, кварц, слюда, известняк и т. д.). Коллекционирование может положить начало беседам о природных богатствах, об их использовании («Что делают из гранита»; «Как получается стекло, железо?»; «Что такое уголь?»; «Как он используется?»; «Как его добывают?» и т. д.).

Коллекционировать можно всѐ что угодно: запахи, звуки, краски природы, открытки о природе, рисунки. Коллекции могут лечь в основу выставок, музеев, организуемых детьми.

Уроки доброты.

Проводятся индивидуально или с небольшой подгруппой детей в минуты их обращения к миру природы.

Цели: развить интерес к природе; формировать положительное эмоциональное отношение к ней, желание беречь еѐ и заботиться о ней; воспитывать чуткость и чувство сопереживания. Такие уроки, воздействующие на душу ребѐнка, не должны быть многословны; могут сочетаться с музыкой, восприятием художественных произведений. Тематика уроков доброты: «Что значит быть добрым?»; «Когда я был добрым по отношению к природе»; «Кто может считаться заботливым?»; «Как заботиться о комнатных растениях?»; «Что такое бережливость?»; «Когда можно сказать, что ребѐнок бережно относится к природе?»; «Что такое красота?»; «Чем красив цветок?»; «Красота человека»; «Гармония красок»; «Гармония звуков»; «Что значит быть ответственным?»; «Чем удивительна лягушка?»; «Что такое страх?»; «Как ведут себя животные, испытывающие страх?»; «Когда они боятся?»; «Что нужно делать, чтобы не пугать животных?»; «Как ты проявляешь любовь к животным?»; «Украшение Земли»; «Нужны ли в жизни правила?»; «Что ты чувствуешь, когда ступаешь на землю?»; «Что ты чувствуешь, когда обнимаешь дерево?»; «Что ты чувствуешь, когда смотришь в небо?»; «Что рассказала тебе природа?» и др.

Обсуждение и проигрывание ситуаций.

Эта форма работы способствует закреплению в сознании норм и правил поведения в природе. Можно обсудить и проиграть следующие ситуации: - Дети нарвали большой букет ландышей. Педагог на них рассердился. Почему? - Дети принесли в живой уголок маленького и беспомощного зайчонка. Что ты скажешь им? Вырази своѐ отношение к их поступку. - Ягоды – по одной – в лесу собирать долго. Проще наломать веток с ягодами. Можно ли так поступать? - Из гнезда выпал птенец. Какие действия ты предпримешь? И т. д.

В каждой возрастной группе работа на экологической тропе предусматривает определенное содержание и методические приемы.

В младшей группе проводятся занятия с целью ознакомления с окружающей природой, трудом взрослых в природе. Это могут быть наблюдения, экскурсии, дидактические игры, рассматривание репродукций картин и рисунков о природе старших детей, чтение художественной литературы, заучивание стихов. Кроме того, дети приобретают практические навыки по выращиванию некоторых растений.

В средней группе содержание работы по экологическому воспитанию становится более целенаправленным. Ставятся задачи — показать взаимосвязь явлений в природе, учить оказывать посильную помощь растениям и животным, упражнять в правилах поведения в природе. Все полученные знания закрепляются на занятиях в группе. С детьми этого возраста можно составлять загадки о деревьях, растениях, животных и временах года заучивать пословицы и народные приметы знакомить с лекарственными растениями, привлекать к их сбору.

В старшей группе экологическое воспитание включается в систему всех занятий, проводимых в детском саду. Экскурсии по экологической тропе становятся более продолжительными, летом можно использовать время, отведенное для прогулки. Предусматривается организация познавательной, природоохранной, трудовой и художественной деятельности дошкольников.

свернуть

План прогулок по экологической тропе

Планирование прогулок по экологической тропе (младший возраст)

Планирование прогулок по экологической тропе (средний возраст)

Планирование прогулок по экологической тропе (старший возраст)

Создание эколого-развивающей среды в условиях учреждения дошкольного образования

Одним из важных условий реализации системы экологического образования в учреждении дошкольного образования является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды, которая должна способствовать развитию ребёнка в целом. Главной задачей является создание условий для формирования у ребёнка основ экологического сознания, элементов экологической культуры, реализации новых представлений об универсальности и самоценности природы.

С точки зрения экологического образования среда в учреждении дошкольного образования должна создавать условия для:

познавательного развития ребёнка –

- усиление интереса к явлениям природы, к поиску ответов на интересующие ребёнка вопросы и постановке новых вопросов;

- систематические наблюдения за объектами живой и неживой природы;

- возможности для экспериментирования с природным материалом;

- создание условий для его познавательной деятельности.

эколого-эстетического развития ребёнка –

- привлечение внимания к окружающим природным объектам;

- развитие умения видеть красоту окружающего мира, разнообразие его красок и форм;

оздоровления ребёнка –

- использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек;

- оценка экологической ситуации территории учреждения дошкольного образования;

- грамотное озеленение территории;

- создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе.

формирования нравственных качеств ребёнка –

- формирование желания и умения сохранить окружающий мир природы;

- воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам;

- создание условий для каждодневного ухода за живыми объектами и общения с ними.

формирования экологически грамотного поведения –

- развитие навыков рационального природопользования;

- уход за животными, растениями;

- экологически грамотное поведение в природе и в быту.

экологизация различных видов деятельности ребёнка –

- условия для самостоятельных игр с природным материалом.

- использование природного материала на разных занятиях.

Поэтому экологизация развивающей среды в учреждении дошкольного образования должна способствовать реализации всех компонентов его содержания. Объединив два понятия, далее будем вести разговор об эколого-развивающей среде.

Эколого - развивающая среда нашего учреждения содержит следующие компоненты –

экологический уголок;

мини лаборатория;

экологическая библиотека.

В каждой группе имеются экологические уголки, в которых воспитанники знакомятся с потребностями растений, учатся находить существенные признаки их приспособления к жизни, определяют способы ухода за ними. Особенности растений отражены на табличках. Кроме комнатных растений в экологических уголках представлены календари природы, макеты «скотный двор», «зоопарк» и др., поделки из природного материала, карты мира, звездного неба, города, района, глобус, природный материал, разнообразные коллекции (животных, насекомых, морских и речных обитателей, семян, соцветий, песка, глины, почвы, ракушек, камней, открыток, календарей с природой). Коллекционный материал доступен для детей. Образцы представлены с учетом следующих требований: разнообразие, краеведческий аспект (в основе - местный материал), страноведческий аспект (привезенные объекты из других стран), природоохранный аспект и безопасность предоставленных материалов.

В уголке природы размещаются альбомы с фото-моментами природосозидательной деятельности детей в учреждении дошкольного образования: мини-субботниках, прогулках в природу, праздниках, посвященных событиям в природе.

Кроме постоянных растений в уголках природы в рамках проектной деятельности появляются временные объекты природы, например «мини-огород на подоконнике» - лук, петрушка, а также культуры, которые можно вырастить в ящиках в холодное время года. В каждом уголке природы созданы условия для трудовой деятельности детей - фартуки, лейки и т.д.

Для развития у детей интереса к исследовательской деятельности в группах созданы мини-лаборатории (центры познавательно-практической деятельности), оснащенные микроскопом, лупой, весами, компасом, барометром, термометром, песочными часами, биноклем. Для экспериментирования подобран разнообразный материал: стаканчики, палочки, пробирки, магниты, комплекты для игр с водой, песком, пластмассовые ложки для сыпучих материалов, трубочки для коктейля, воронки и бумага для фильтрования. В лаборатории хранится материал для проведения опытов: песок, глина, семена, камни. Таким образом, деятельность в лаборатории способствует развитию у детей познавательного интереса и бережного отношения к природе.

Экологическая библиотечка представляет собой подборку различных книг о природе, альбомов с фотографиями и иллюстрациями, энциклопедий для детей, периодических изданий, паспортов растений. Экологическая библиотека воспитывает интерес к родной природе, прививает любовь к чтению.

При озеленении территории нашего учреждения мы стремимся к обеспечению максимального видового разнообразия флоры и фауны.

Озеленение детских площадок разнообразно и красочно, что создает красивую визуальную среду, а также зеленый щит из деревьев и кустарников, который позволяет сформировать территорию с особым - улучшенным микроклиматом. На участках детского сада дети наблюдают за деятельностью взрослых в природе, оказывают посильную помощь.

Экологическая тропа - это очень интересная и эффективная форма работы по экологическому воспитанию и представляет собой специально оборудованный маршрут на природе. На экологической тропе дети знакомятся с названиями растений нашего региона, собирают различные семена, приобщаются к труду на земле. На экологической тропе есть и площадка для отдыха, где дети могут посидеть за столами, пообщаться, порисовать, изготовить поделки из природного материала. Таким образом, экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую, воспитательную и оздоровительную функции.

Создание и организация экологической тропы происходило поэтапно:

- детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов;

- составление карты-схемы тропы с нанесением маршрута и всех ее объектов в виде рисунков-символов;

- выбор вместе с детьми «хозяина тропы» — сказочного персонажа, который будет давать задания, и приглашать в гости;

- фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, для оформления паспорта;

- изготовление табличек с рисунками, подписями для точек маршрута;

- составление рекомендаций по использованию объектов тропы для работы с воспитанниками.

В качестве видовых точек были выбраны деревья и кустарники разных пород, разного возраста и разной формы. Это создает условия для проведения различных наблюдений. Воссоздать фрагменты разных естественных растительных сообществ характерных для данной местности (лес, луг, водоём). При размещении растений на территории учреждения дошкольного образования учитывали затененные и открытые, влажные и сухие участки.

На территории был выделен участок для лекарственных растений - «зеленая аптека», создана клумба «непрерывного цветения», «уголок нетронутой природы». Интересна для наблюдения «метеоплощадка» с размещенным на ней соответствующим оборудованием. «Огород» используют с целью выработки у детей навыков ухода за растениями, знакомства с основными овощными культурами, их значением в нашем рационе.

Главный принцип организации экологической тропы - как можно больше разнообразия.

Это богатое окружение важно для развития у детей наблюдательности, творческой атмосферы, положительного эмоционального фона, свободы деятельности и воспитания бережного отношения к природе.

В ходе работы был оформлен паспорт тропы, где указано местонахождение экологической тропы, основные задачи, дается краткое описание маршрута; а также рекомендации по работе на данной тропе.

Тематика экскурсий, проводимых на экологической тропе различна, и зависит от целей работы и возраста детей.

Во время прогулок, экскурсий по экологической тропе дети играют, экспериментируют, наблюдают. У них развиваются память, речь, мышление. А самое главное – появляется чувство прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять.

Знания, которые дети получают на тропе, тесно связаны с программным материалом; они помогают расширять и углублять знания, полученные на занятиях. Главное же состоит в том, что дети овладевают умениями применять на практике разные знания в комплексе, постигая неразрывное единство природой среды и человека.

Работа на тропе помогает реализовать связь обучения с жизнью, с трудом людей, воспитывает у детей трудолюбие и уважение к труду. Дошкольники не только расширяют свои естественнонаучные знания, но и постигают отношения человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Они учатся комплексно оценивать результаты труда, прогнозировать экологические последствия деятельности человека, в том числе своей и своих друзей. Высшим проявлением связи обучения с жизнью становится их участие в улучшении общего состояния природы в зоне экологической тропы.

свернуть

Система работы по водо- и энергосбережению – одно из направлений формирования основ экологической культуры у детей дошкольного возраста

Поздно быть бережливым,

когда все растрачено.

Сенека

Ухудшение экологической обстановки – важная проблема нашего времени. Судьба природы зависит от уровня экологической культуры человека и общества, в котором он живет. Охрана окружающей среды, сбережение ее природных богатств для следующих поколений приобретает все большую актуальность и значимость. Забота о природе – это забота о наших детях и их будущем. Каждый человек, независимо от возраста, должен бережно относиться к природе, разумно расходовать ее ресурсы. Есть персональная ответственность каждого современного человека за соблюдение экологического равновесия. Некоторые шаги для сохранения баланса в природе могут сделать и дети. Энергосбережение – простой способ сохранения природных ресурсов, достаточно меньше расходовать электричество; водосбережение – меньше расходовать воды. Это доступно каждому, даже маленькому ребенку, а выгода очевидна: заботимся о себе – заботимся о земле.

На протяжении всего своего существования человечество использовало энергию, накопленную природой в течение миллиардов лет. Все виды деятельности человека связаны с затратами энергии. Ребенок оглядывается на взрослых и перенимает их привычки, копирует поведение. Если с первых лет жизни он будет видеть и дома, и в учреждении дошкольного образования пример бережного отношения взрослых к свету, воде, теплу, усваивать понятие «энергосбережение», «водосбережение» на занятиях, в повседневной практической деятельности, то из него вырастет человек с высоким уровнем гражданской ответственности.

В нашем учреждении дошкольного образования уделяется особое внимание вопросам экономии водо- и энергоресурсов. Основной целью работы является формирование у воспитанников представления о том, что все в природе взаимосвязано, понятий «ресурсы», «энергосбережение», «водосбережение» и «ресурсосбережение», изучение ресурсопотребления и влияния этих процессов на окружающую среду на доступном для детей уровне.

Стоящие перед нами задачи:

  • широкое вовлечение педагогических работников, детей и родителей в ресурсосберегающую деятельность, создание у детей и взрослых мотивации для сбережения природных ресурсов, обучение их грамотному потреблению энергии;
  • содействие детской познавательной, поисково-исследовательской, практической, творческой и другой деятельности по водо- и энергосбережению, организация праздников, утренников, выставок детского творчества;
  • подведение к пониманию последствий своих поступков;
  • освоение норм и правил жизни в обществе;
  • создание и распространение информационно-методических материалов по водо- и энергосбережению в помощь педагогическим работникам.

Задачи воспитания культуры ресурсосбережения в нашем учреждении решаются в рамках реализации учебной программы дошкольного образования и реализуются путем вовлечения воспитанников в разнообразную деятельность.

Для реализации поставленных задач, в группах создана предметная развивающая среда, организованная по принципам доступности, динамичности, трансформирования, многофункциональности, собран наглядно-иллюстративный материал, помогающий детям лучше освоить понятия водо- и энергосбережения: карта-схема прихода воды в дом, макет города «Откуда к нам пришло электричество», альбомы по ознакомлению детей со значением воды, тепла, энергии в жизни человека, природными богатствами нашей Республики.

Образовательный процесс с детьми по воспитанию у них навыков рационального и экономного использования водо-энергетических ресурсов воспитатели дошкольного образования организуют на основе разработанного перспективного плана по ознакомлению детей с окружающим миром, его уникальности и необходимости охраны, а также энергосберегающими мероприятиями.

При организации образовательного процесса педагогические работники используют наблюдения, развивающие игры, игровые проблемно-практические ситуации, моделирование, экологические проекты, сюжетно-ролевые игры, логические задачи, опыты, эксперименты, исследования, упражнения, кроссворды, продуктивные виды детской деятельности и т. д.. Выбор различных форм и методов в работе с детьми определяется предметом познания, задачами, позволяет учитывать возрастные и психологические особенности детей, варьируя степень сложности заданий в зависимости от возможностей ребенка и скорости его продвижения к поставленной цели.

Педагогическими работниками разработаны ряд занятий и мероприятий по водо- и энергосбережению для детей дошкольного возраста преимущественно в игровой форме. Такую возможность предоставляют сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Детский сад», «Магазин», «Парикмахерская», «Библиотека», сюжетные тематические занятия: «Уроки Берегоши», «Водный мир Энергознайки», «Уроки Гнома Эконома», «Что такое тепло?», «Электроприборы», «Откуда берется ток», тематические досуги «Ходит Капелька по кругу», «Что такое энергия?», «В гостях у гнома Экономия», «Берегите воду», «Путешествия капельки», развлечения для детей и родителей: «Экономим вместе», «И светит, и греет», «Наше богатство в наших руках», «Я в стране своей живу – свет и воду берегу».

В течение дня в игровой форме ребят учим быть настоящими хозяевами своей страны, бережно и экономно использовать всё то, что представляет нам природа, государство. Детям даем представления о том, что экономя воду, электроэнергию, газ, каждый из них экономит труд многих и многих людей, приумножает богатства нашей Родины, укрепляет её энергетическую и экономическую безопасность.

Организуя работу по формированию у детей полезных навыков и привычек, воспитатели дошкольного образования используют все возможности, связанные с воспитанием культуры поведения в быту и общей воспитанностью: выключить свет, когда выходишь из помещения, не делать большой напор воды при умывании, плотно закрывать окна и двери в помещение, и т.п.

Большую роль педагогические работники так же отводят и чтению художественной литературы, что существенно расширяет кругозор детей. Поэтому в группах подобраны библиотечки «Гнома Эконома», где помещены сказки с содержанием на экономические темы, а так же фольклор о труде, профессиях, человеческих качествах: «Уроки Берегоши», «Дошкольникам об экономике», «Что было до…», «Муха-цокотуха», «Федорино горе», «Три поросёнка», сказки в стихах «Волшебное кольцо», произведения С.Маршака и С.Михалкова, сказки «Красная шапочка», «Кот в сапогах», «Дюймовочка», «Кошкин дом», «Морозко», и т.д., пословицы, поговорки, задачи и загадки о бережливости

Большие возможности для приобретения знаний по данной теме детьми представляет организованная поисковая и познавательная практическая деятельность детей.

В каждой группе организован уголок-центр познавательной практической деятельности. В этих центрах ребята проводят различные опыты и эксперименты с водой и ее различными состояниями, способах очистки воды, песком, исследования, что такое статическое электричество и как оно образуется, знакомятся с электрическими батарейками и т.д.

Для достижения положительного результата необходимо использование личного примера не только отдельного педагогического работника, проводящего определённую работу, но и всего педагогического коллектива в целом. Нельзя воспитать культуру чего бы то ни было, если не обладаешь ею сам. Важной составляющей в системе работы по воспитанию у детей культуры водо- и энергосбережения является повышение профессиональной компетентности педагогических работников. С этой целью с педагогическими работниками в учреждении дошкольного образования проводится целенаправленная работа:

  1. Консультации:

- Ознакомление детей с окружающим миром и энергосберегающими мероприятиями.

- Экспериментирование с водой, теплом, воздухом.

- Формы работы воспитателя дошкольного образования по организации практической деятельности детей и родителей, направленной на сохранение водо- и энергоресурсов.

- Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста (от элементарных знаний к природоохранным и сберегающим действиям).

  1. Активные формы работы, на которых педагогические работники получают как теоретические знания, так и практический опыт.

В рамках данных мероприятий делается акцент:

– на развитии таких жизненно важных навыков, как умение изучать и внедрять вопросы водо-, ресурсо- и энергосбережения на практике в повседневную жизнь;

– работе со взрослыми (семьей);

– собственном стремлении содействовать решению проблем ресурсосбережения;

– выработке личной и гражданской ответственности по вопросам энергосбережения и водосбережения.

Эффективной формой методической работы с педагогическими работниками явилось создание творческой группы в педагогическом коллективе. Творческая группа участвовала в разработке перспективного плана работы с детьми по ресурсо-, водо- и энергосбережению.

  1. Создание раздела «Ресурсосбережение» в методических папках микрокабинетов воспитателей дошкольного образования и накопление материалов по теме.
  2. Создание предметно-развивающей среды в группах по ресурсосбережению.

Решение вопросов развития жизненно важных навыков детей дошкольного возраста по формированию основ экологической культуры в направлении ресурсосбережения возможно при взаимодействии педагогических работников и родителей. Важной стороной данной темы является постоянное сотрудничество с родителями. Сотрудничество с семьей формирует у родителей осознанное отношение к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка, а у ребенка – уважительное отношение к своим близким. В противном случае, если ребенок не будет иметь постоянного примера разумного отношения к природе, ее ресурсам, то мотивация его правильного поведения по отношению к природе будет постепенно ослабевать.

Для широкой пропаганды идей бережливости среди родителей в нашем учреждении дошкольного образования оформляются информационные уголки, стенды, выпускаются памятки, проводятся информационно-экологические мероприятия.

Важна и просветительская работа среди родителей. Она осуществлялась в рамках акций («Сбережем наши леса», «Энергосбережению - ДА», «Домик для птиц», «Сохраним жизнь ёжикам!»), путем распространения памяток, листовок, буклетов (Рекомендации по экономии воды, тепла, электричества, «Советы по экономии энергии»), на родительских собраниях и т. д.

Дети охотно делятся с родителями знаниями, полученными в яслях-саду: как сберечь тепло в детском саду, квартире; как экономить электроэнергию и воду, как правильно утилизировать отслужившие свой срок энергосберегающие лампы, батарейки. При этом они чувствуют свою значимость, понимают важность информации, которую получают от педагогических работников.

Значимым в плане приобретения знаний и творческим по форме реализации стал конкурс совместных рисунков детей и родителей на тему «Время менять привычки», где дети и родители смогли проявить свою фантазию и выразить своё отношение к окружающему миру.

В заключение нужно отметить, что систематическая и планомерно организованная работа по воспитанию у детей дошкольного возраста навыков рационального и экономного использования водо-энергетических ресурсов в нашем учреждении дошкольного образования, позволила добиться положительных результатов.

Наши воспитанники:

  • замечают красоту окружающей природы, стремятся сохранить ее;
  • знают, что наша планета — общий дом для людей, животных, растений;
  • могут рассказать на доступном им уровне, какую роль играют свет, тепло, чистый воздух, вода, почва в жизни человека, животных, растений;
  • знают, что ресурсы Земли не бесконечны, они трудно восстановимы;
  • стараются быть грамотными потребителями водо- и энергоресурсов, просят об этом взрослых;
  • испытывают гордость за приносимую своей семье и обществу пользу.

Наши педагогические работники:

  • имеют знания по актуальным вопросам энергосбережения;
  • обмениваются положительным опытом по организации работы с детьми и родителями по энергосбережению;
  • в сотрудничестве с детьми берегут электроэнергию, воду, тепло на своем рабочем месте.

Наши родители:

  • пополняют свои знания по вопросам сбережения электричества, тепла, воды, берегут ресурсы с пользой для семейного бюджета;
  • проявляют творчество, участвуя в экологических праздниках и акциях;
  • более ответственно относятся к расходу энергоресурсов и воды, стремятся к положительной оценке своих действий со стороны детей.

Таким образом, благодаря реализуемому комплексу мероприятий по формированию основ экологической культуры в направлении энергосбережения и водосбережения в учреждении, мы воспитываем у подрастающего поколения бережное отношение к материальным и энергетическим ресурсам, к бережному отношению к природе и сохранению экологии.

Экономия в переводе с греческого — «закон дома», значит, в своем доме, в своем учреждении мы просто обязаны быть бережливыми. Наши воспитанники знают откуда к нам «пришли» электричество и вода и уже сейчас  испытывают гордость за то, что, несмотря на свой возраст, могут помочь сберечь ресурсы и сделать нашу планету чище.

свернуть

Взаимодействие учреждения дошкольного образования и семьи в процессе формирования основ экологической культуры у детей дошкольного возраста

«Без экологических знаний сегодня жизнь невозможна.

Они нужны нам, людям, как воздух, как лекарство от болезни,

диагноз которой – равнодушие к нашему общему Дому, к Природе».

В.А.Алексеев

 

Формирование экологической культуры у детей невозможно без семьи. Немалое значение в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей, воспитателей дошкольного образования. Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда-то вели себя и поступали их родители. Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы нашего учреждения дошкольного образования. Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние и на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения. Фундамент нравственного воспитания, которое неразрывно связано с экологическим, также закладывается в семье и именно в период раннего детства. В то же время между целями коллектива учреждения дошкольного образования и целями, которые ставят перед собой родители, зачастую возникают противоречия. К сожалению, экологическое воспитание в семье носит стихийный характер. Наша задача показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры, вовлечь родителей в процесс экологического воспитания, чтобы экологическое воспитание в семье носило направленно-постоянный характер.

В нашем учреждении дошкольного образования создана эколого-развивающая среда. Однако, ребенку необходимо экологизация развивающей среды как внутри дошкольного учреждения, так и за его пределами. А это возможно осуществить только в тесном сотрудничестве с семьями детей по экологическому направлению. Для того чтобы обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, внести в этот процесс особую положительную эмоциональную окраску, мы на начальном этапе проводим анкетирование (Приложение).

Результаты анкетирования анализируем. Из опыта работы результаты показывают, что современные родители очень заняты, зачастую не знают, какую информацию дать своим детям о том или ином природном объекте, как ответить на вопрос малыша, а что такое экспериментирование и как провести его дома родители ответить затрудняются. Проанализировав результаты анкетирования, определяемся, в каком направлении нужно вести работу и разрабатываем план совместно организованных с семьями воспитанников мероприятий.

Работу ведем постепенно, системно и целенаправленно. В своей работе комплексно используем такие формы работы: родительские собрания, беседы и консультации, рекомендации для родителей, анкетирование и опрос, совместные мероприятия для детей и родителей – проведение физкультурных досугов, конкурсов и других информационно-экологических мероприятий.

Эффективное средство работы с родителями - пропаганда экологических знаний через информационный стенд для родителей. Из опыта работы определили, что родители отдают предпочтение следующей информации: об экологической обстановке в городе Бресте и Брестской области; о правилах поведения в экстремальных ситуациях; о зависимости состояния здоровья от качества окружающей среды; о лекарственных растениях. Самой лучшей информацией для родителя выступает информация самого ребенка о занятиях в яслях-саду.

Большое внимание уделяем совместной деятельности детей и взрослых. Информация и экспонаты постоянно обновляются. Помогают в этом выставки художественной литературы о природе, детских рисунков и поделок из природного и бросового материала.

Так в учреждении были проведены выставки рисунков на экологическую тему: «Угадайте, что за птица?!», «Необыкновенный осенний лист», «Волшебный герой», «Осенний букет», «Время менять привычки» и др.).

С большим энтузиазмом родители откликнулись на проведение конкурса «Время менять привычки». Плакаты были разными по форме и способам изображения проблемы. В ходе работы над плакатами родители и дети в своём совместном творчестве проявили немало выдумки и смекалки, пересмотрели информацию об экологической обстановке.

В работе используем конкурсы: «Осень - художница», «Весна - красна» (конкурс вытинанок на окна), «Поделки из бросового материала» и другие. При изготовлении поделок из бросового материала у родителей не было предела фантазии.

Провели выставку фотографий «Вот какая, красота!». Использовали фотографии для фотогазет. Выпуски этих газет были посвящены безопасному поведению в природе, дню птиц, дню Земли. Особый интерес у детей вызвали фотогазеты с фотографиями семейного отдыха на природе. Ребята без устали могли рассказывать о своих впечатлениях, об увиденном в природе, как они заботились о природе и помогали ей.

На территории учреждения дошкольного образования разработана экологическая тропа, на которой представлено большое видовое разнообразие растений природного окружения. Поэтому мы, активно привлекаем родителей к экскурсиям по экологической тропе. Через все доступные формы работы проводим экологическое просвещение родителей. Предлагаем родителям серию наблюдений в природе и специальных заданий типа: прислушаться к голосам птиц, полюбоваться красками природы, уловить аромат цветов...

Привлекаем к еще одной используемой нами форме работы, - экологическим акциям.

В акциях принимают участие сотрудники детского сада, дети и их родители. Дети с взрослыми готовятся к проведению акции и вместе с тем проникаются проблемой, существующей в окружающей среде. «Покормим пернатых друзей», «Домик для птиц», «Посади дерево», «Батарейки, сдавайтесь!» и «Собрал крышечки – сделал много добрых дел!» - это только некоторые из них.

Руками родителей были сделаны кормушки, скворечники и синичники. На территории учреждения образования в настоящее время имеется более десятка скворечников.

В ходе акции «Мы чистим МИР!» дети и родители знакомились со свойствами воды и воздуха, со способами очистки воды. Главная цель акции – научить убирать мусор, сортировать бумагу, стекло, пластик для того, чтобы отправить его на переработку. В конце акции проводилась выставка работ из бросового материала.

В результате сотрудничества с семьей отметили для себя, что все задачи экологического воспитания решаются более успешно, если родители сами любят природу и эту любовь стараются передать своим детям.

Проведение мероприятий с активным привлечением родителей помогает развить у детей дошкольного возраста такие моральные качества, как способность сочувствовать, сопереживать, заботиться о живых существах, непрерывно расширять кругозор детей, развивать наблюдательность.

Использование вышеперечисленных форм работы дают возможность повысить экологическое просвещение родителей, продемонстрировать родителям, какие сформированы представления о природе у детей, показать, что дети учатся устанавливать взаимосвязи в природе, находить причины и следствия того или иного явления, получают экологические знания необходимы для формирования основ экологической культуры. Все это способствует гармоничному развитию и формированию личности каждого ребёнка.

свернуть

Формирование экологического сознания у детей через механизмы взаимопонимания

Довольно часто в педагогической практике, процесс экологического образования детей связывается с их экологическим, биологическим просвещением. Предполагается, что если ребёнок будет достаточно экологически эрудирован, то он, автоматически, окажется экологически воспитан. Реальность показывает, что экологическое образование оказывается малоэффективным, когда оно базируется только на сообщении детям знаний. Для воспитания у дошкольного возраста гуманного отношения к природе необходимо особое внимание уделять развитию их эмоциональной сферы. Используя мир природы, необходимо учитывать возможность проявления таких феноменов межличностного восприятия как идентификация и эмпатия.

Идентификация – отождествление себя с другими. Например, отождествляя себя с голодной птицей, ребёнок испытывает желание накормить её.

Эмпатия – это способность ребёнка эмоционально отзываться на переживания других.

Благодаря механизмам идентификации и эмпатии, результатом восприятия природного объекта становится симпатия, которая побуждает к дальнейшему взаимодействию с этим объектом, оказания ему внимания и помощи.

Заложенные в детстве знания, экологические навыки, чувства, которые ребёнок испытывает при получении этих знаний, определяют в дальнейшем поведение человека в окружающем мире. Так формируется экологическое сознание.

Совместно с педагогическими работниками мы начали свою работу с определения уровня экологических знаний, уровня развития эмпатии у детей среднего и старшего дошкольного возраста на начало учебного года. Мы провели диагностическое обследование, используя метод педагогического наблюдения, беседы, игры. По результатам обследования, пришли к выводу, что знания детей о животных и растениях неполные, бессистемные. Для некоторых детей характерно неустойчивое отношение к животным и растениям: были выявлены проявления небрежности к объектам природы (рвали цветы с клумбы, обрывали с кустов листья, затаптывали жуков и пауков).

В настоящее время существует достаточно большое разнообразие форм, методов и средств, применяемых педагогическими работниками в процессе экологического образования детей дошкольного возраста. Исходя из полученных результатов обследования, с целью развития экологического сознания личности, мы начали использовать в своей работе эколого-психологический тренинг как одну из форм экологического образования.

Эколого-психологический тренинг – специально организованная практика психологического воздействия на экологическое сознание личности, которое основано на активных социально-психологических методах групповой работы. Он способствует решению следующих задач:

  • Расширение чувственного опыта детей дошкольного возраста, развитие перцептивных возможностей при контакте с природными объектами;
  • Развитие чувства эмоциональной отзывчивости, чувства сопричастности живой природе, чувства сопереживания;
  • Формирование экологических установок личности, активной жизненной позиции по отношению к природе, преодоление прагматического отношения к природным объектам;
  • Обучение умениям и навыкам взаимодействия с природой;
  • Расширение индивидуального экологического пространства ребёнка.

В тренинге могут участвовать дети разного возраста. Используем в работе одно- и разновозрастные группы детей. Часто в работу группы включаются и педагогические работники, и родители воспитанников. Эколого-психологические тренинги проводим как на улице: на экологической тропе нашего учреждения дошкольного образования, так и в помещении: в кабинете педагога-психолога или в природных уголках групп.

Средняя продолжительность занятия до 20 минут, проводится 1 - 2 раза в неделю.

Наши занятия начинаются с игр, направленных на сплочение группы, снятие тревожности, коммуникативных барьеров и мышечного напряжения, создание благоприятного климата в детской группе: «Сороконожка», «Повадки пингвинов», «Рассказы на спине», «Разговор больших и маленьких медведей», «Мы – одно дерево», «Воробушки», «Спаси птенца», «Из яичка вылупится птичка», «Зимующие птицы», «Прогулка к кормушке» и др..

В своей работе мы практикуем игры, направленные на развитие идентификации и эмпатии к объектам природного мира, основная цель которых, формирование экологических установок личности, умений и навыков взаимодействия с природой, расширение экологического пространства ребёнка, чувственного опыта детей. Например: «Выбери тотем», «Нежное прозвище», «Заповедник в группе», «Природные человечки», «Как дружат обезьяны», «Имитатор», «Стая гусей», «Волшебные дощечки», «Птицы», «Забавные танцы», На участке дождь» и др.

Кроме того, мы используем дидактические экологические игры (знакомые детям), направленные на актуализацию элементарных экологических знаний: «Где, чья мама (папа)?» «Где, чьи дети?», «Этажи леса», «Дети бывают разные», «Что нужно живому жуку (бабочке, попугаю, дубу)» и др.

В процессе тренинговых занятий мы также применяем художественно-продуктивную работу с природным материалом, направленную на пробуждение сенсорной активности, развитие органов чувств, непосредственное участие ребёнка во взаимодействии с природным материалом, снятие возникшего во время занятия напряжения (физического, эмоционального, интеллектуального): «Человечки на песке», «Ковры из листьев», «Каменные змеи», «Каменные пирамиды», «Мозаика на воде» и др..

Дети в результате нашей работы учатся видеть вокруг себя интересное в природе, наблюдать за растениями и животными, делать простейшие умозаключения, различать живое и неживое, понимать взаимосвязи, обнаруживать сочувствие ко всему живому, у них формируется доброжелательное поведение. Отсюда следует, что мы  не только формируем представления о природе, но и  задатки экологического сознания.

свернуть