Исторически сложилось так, что любовь к родине во все времена в нашем государстве была чертой национального характера. Но в последнее время все более заметной стала утрата традиционного патриотического сознания. В связи с этим очевидна актуальность решения проблем нравственного и патриотического воспитания детей, начиная с дошкольного возраста.
«Кто я? Откуда?» - рано или поздно дети задают эти вопросы, и на них нужно отвечать. Что мы можем передать в духовное наследие детям? Как будут сохраняться лучшие традиции нашего народа? Чем будут дети гордиться и с кого брать пример? Как воспитать сыновей и дочерей трудолюбивыми и добрыми, искренними патриотами и достойными гражданами своей Родины?
То, что мы заложим сегодня в разум и душу ребенка, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
Ребенок, по мере его взросления, все более углубляется в построение связей и закономерностей, постепенно начинает ориентироваться в пространственно-временных отношениях, понимать причинно-следственные связи событий, происходящих вокруг. Поэтому очень важно в этот период привить детям чувство любви к родной стране, родному краю, городу или деревне, способствовать воспитанию бережного и уважительного отношения к природным и культурным ценностям родного края.
Учебная программа дошкольного образования и образовательный стандарт дошкольного образования предусматривают формирование представлений у воспитанников о своей малой родине, формирование представлений о Республике Беларусь, людях, прославивших Родину, о социокультурных ценностях народа, о традициях и праздниках.
Таким образом, перед педагогическими работниками учреждений дошкольного образования стоит проблема приобщения детей дошкольного возраста к родному языку, основам истории, культуре своей страны с целью их патриотического и нравственного воспитания.
Патриотическое воспитание в учреждении дошкольного образования должно основывается на планомерной и последовательной передаче ребёнку исторического и социального опыта белорусского народа, на воспитании уважения к государственным символам Республики Беларусь, её историческому и героическому прошлому, духовному и культурному наследию, любви к родному языку, красотам родной природы.
Направления патриотического воспитания могут быть конкретизированы следующим тематическим содержанием:
- История Беларуси: возникновение и развитие.
Задача: формировать первоначальные представления и элементарные понятия об истории белорусского народа.
- Символы Беларуси.
Задачи: воспитывать гордость и уважение к государственным символам; формировать представления о значении государственных герба, флага и гимна.
- Достопримечательности Беларуси.
Задачи: развивать любознательность к месту или объекту, которые являются историческим наследием, архитектурной ценностью в своем поселке или городе, столице страны; расширять знания о том, как живут, трудятся и отдыхают люди в Беларуси.
- Государственные и народные праздники.
Задачи: способствовать осознанию торжественности государственных праздников; формировать культуру уважительного отношения к национальным традициям и обрядам, сопричастность к современным событиям.
- Люди, прославившие Беларусь.
Задачи: воспитывать уважение к просветителям, национальным героям, Президенту республики Беларусь, деятелям науки и искусства, космонавтам, спортсменам и другим людям, прославившим нашу родину; формировать чувство гордости за их достижения.
- Народные промыслы и искусство.
Задачи: формировать представления о народных промыслах, предметах декоративно-прикладного искусства, приобщать детей ко всем видам национального искусства; развивать интерес к созданию предметов рукотворного мира и обогащению предметной развивающей среды учреждения дошкольного образования; развивать умение осознавать себя во времени (в прошлом, настоящем и будущем).
- Белорусское народное творчество
Задачи: формировать готовность ребёнка дошкольного возраста к участию в творческой деятельности, народном кукольном театре, исполнении народных танцев, песен, игр; развивать гуманное отношение ко всему живому, потребность в познании природы и бережном отношении к ней.
В нашем дошкольном учреждении воспитание основ гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста в равной степени осуществляться как в процессе специально организованной, так и нерегламентированной деятельности воспитанников, в тематике всех образовательных областей.
Реализация содержания патриотического воспитания дошкольников обеспечивает формирование у них нравственных норм и приобретение социального опыта, готовности к успешному переходу на следующую ступень образования.
Задачи патриотического воспитания детей дошкольного возраста определены в Учебной программе дошкольного образования:
развивать:
- осознание своей принадлежности к семье, детской группе, обществу в целом;
- интерес к родственным отношениям, к истории своей семьи;
- чувство симпатии, эмоциональной привязанности, доверия в общении со сверстниками;
- умение осознавать себя во времени (в настоящем, прошлом и будущем);
- интерес к социальной действительности: к труду взрослых, труду своих родителей; к взаимоотношениям людей разных профессий;
- гуманное отношение ко всему живому, развитие потребности в познании природы и бережного отношения к ней;
- любознательность к понятию "Родина" (местом, где родился человек, где живут его родные), достопримечательностям своего города, поселка, государства;
- активное участие во всех видах детской деятельности;
формировать:
- адекватные представления о себе, о других;
-осознание себя как члена детского общества;
- интерес к своему внешнему облику и внутреннему миру;
- сопричастность к современным событиям, первоначальные представления о национальных культурных традициях;
- национальное самосознание;
- знания о государственной символике (флаг, гимн, герб), животных, птицах, деревьях, цветах, которые могут являться символами белорусского государства (сосна, зубр, аист, цветок льна, клевера, василек);
- чувства нравственной, эстетической и экологической культуры;
- самостоятельность в разнообразных жизненных ситуациях;
воспитывать:
- интерес, внимание и доброжелательное отношение к окружающим;
- гуманные отношения, эмоциональную привязанность и доверие к близким взрослым и сверстникам;
- интерес к национальным и общечеловеческим ценностям, культурным традициям народа;
- патриотические чувства, гражданственность;
- чувства любви к родному краю и гордость за него;
- лучшие нравственные качества белорусов: доброту, отзывчивость, трудолюбие, гостеприимство, честность и др.;
- уважение к этническим признакам жителей Республики Беларусь, языку белорусов.
Процесс патриотического воспитания в учреждениях дошкольного образования организуется с учетом принципов:
- гуманизации образовательного процесса в учреждении дошкольного образования, предусматривающий равноправие и взаимоуважение участников образовательного процесса;
- культурной традиционности, предполагающий патриотическое воспитание в духе исторических, культурных традиций народа, его языка и обычаев;
- постепенности и непрерывности, который предполагает, что патриотическое воспитание проходит ряд этапов, постепенно усложняется его содержание, корректируются направления развития нравственных качеств личности и обеспечивается их преемственность;
- комплексности и интеграции, согласно которому образовательный процесс рассматривается как единая целостная система, обеспечивающая целенаправленное взаимодействие педагогов учреждения дошкольного образования, семьи, работников музеев, библиотек и др. Интеграция осуществляется на основе комплексного подхода к планированию.